В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
  Путеводитель
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

Интерактивная карта города со всеми достопримечательностями

Отчет о поездке в г. Суздаль Владимирской области, длившейся
с 17 по 19 сентября 2010 года.


    За неделю до предполагаемой поездки в Суздаль я по телефону забронировала номер в гостинице «Стромынка, 2», расположенной по адресу: Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Стромынка, д. 2. Телефон гостиницы: 8-49231-2-51-55. Адрес в Интернете: www.stromynka2.ru. Стоимость проживания одного человека в двухместном стандартном номере в сутки (в выходной день) составила 2300 руб. (без завтрака).
    Добраться до Суздаля из Москвы можно следующим образом. На электричке, отправляющейся с Курского вокзала (Горьковское направление), необходимо доехать до Владимира (можно воспользоваться экспрессом или одним из поездов дальнего следования). Так, ежедневно в 18.00 во Владимир с Курского вокзала отправляется экспресс «Москва–Владимир» (время в пути – 2 часа 41 мин.). Билеты на этот экспресс продаются в кассах поездов дальнего следования при предъявлении паспорта. Телефон единой справочной службы по железнодорожным вокзалам Москвы: 8-495-266-93-33. Во Владимире потребуется сесть на автобус, следующий до Суздаля или через Суздаль. Точно знаю, что ежедневно от автовокзала Владимира в Суздаль отходят автобусы в 20.40 и 21.40 (время в пути – около 1 часа). Автовокзал во Владимире находится рядом с железнодорожным вокзалом. Телефон автовокзала г. Владимира: 8-4922-32-43-38.
    Я доехала до Владимира на экспрессе «Москва–Владимир» (время отправления с Курского вокзала – 18.00, прибытие во Владимир – в 20.41). Проезд в вагоне III класса экспресса 17 сентября 2010 года обошелся мне в 210 руб. 40 коп. От Владимира до Суздаля я добиралась на владимирском такси фирмы «Тройка» (машину заказала на 20.45 за несколько часов до прибытия во Владимир по телефону: 8-4922-35-35-35). За поездку на такси заплатила 450 руб. и осталась довольна качеством обслуживания и маркой машины.
Гостиница «Стромынка, 2» в Суздале    Двухместный стандартный номер в гостинице «Стромынка, 2» в СуздалеВ 21.20 я уже прибыла в гостиницу «Стромынка, 2».
    В гостинице оказалось очень уютно, комфортно и тихо. Гостиничный номер состоял из комнаты и санузла с унитазом, душевой кабиной, раковиной. В комнате находились две кровати, стул, тумбочка, два маленьких столика, телевизор, вешалка для одежды.
    Поскольку было уже поздно, я наскоро поужинала продуктами, привезенными из дома, разобрала вещи и легла спать. На следующий день, 18 сентября, мне предстояло совершить прогулку по Суздалю и познакомиться с достопримечательностями города.

    Перед описанием своей прогулки позволю себе несколько слов посвятить городу и его истории.
    Суздаль является районным городом Владимирской области. Он расположен в 28 км к северу от города Владимира на берегах реки Каменки – притока Нерли. Город Суздаль входит в Золотое кольцо России.
    Впервые Суздаль упоминается в документах в конце Х и начале ХI веков. Тогда он входил в состав Киевской Руси. В первой половине ХII века Суздаль относился к Ростово-Суздальской земле. Позднее он входил в состав Владимиро-Суздальского, Суздальского, Суздальско-Нижегородского, Московского княжеств.
    В 1238 году Суздаль уничтожили татаро-монголы, но жизнь в нем не замерла.
    В 1778 году Суздаль стал уездным городом (центром Суздальского уезда) Владимирской губернии. В связи с этим в 1788 году город получил генеральный план застройки, предусматривающий прямоугольные кварталы и прямые улицы. Такая планировка Суздаля сохранилась до наших дней.
    В период Отечественной войны 1812 года на территории Суздаля не велись сражения между русской и французской армиями. В городе функционировали лазареты для русских воинов, получивших ранения в Бородинском сражении.
    Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Суздаль был тыловым городом.
    В настоящее время Суздаль является городом-музеем.

    В 8.00 18 сентября я уже вышла из гостиницы, чтобы за день успеть осмотреть основные достопримечательности города – Ризоположенский монастырь, Спасо-Евфимиев монастырь (и его музейные экспозиции), кремль (и его музейные экспозиции), посетить музей «Щурово Городище», Музей деревянного зодчества и крестьянского быта, познакомиться с культовыми и гражданскими постройками ХVII – начала ХХ веков, увидеть памятники Суздаля.

Дом купца-кожевенника Лихонина в Суздале    Мое знакомство с Суздалем началось с осмотра дома купца-кожевенника Лихонина, построенного в ХVIII веке. Этот дом находится неподалеку от гостиницы «Стромынка, 2» по адресу: г. Суздаль, ул. Слободская, д. 34 (первый поворот налево с улицы Крупской, если двигаться по Покровскому мосту через Каменку в сторону центра города). Рядом с домом Лихонина установлен указатель места его расположения. Дом купца Лихонина представляет собой двухэтажное здание с каменным низом (белого цвета) и бревенчатым верхом (коричневого цвета).

Дом дворянской семьи XVIIIв. в Суздале    Осмотрев дом Лихонина, я вернулась на улицу Крупской и отправилась по ней к Ризоположенскому монастырю. Вскоре слева мое внимание привлек двухэтажный дом желтого цвета, украшенный лепниной и пилястрами – вертикальными выступами на стене. Его адрес: г. Суздаль, ул. Крупской, д. 4. Этот дом был построен в конце ХVIII века для дворянской семьи.

    Следуя далее по улице Крупской, через несколько минут я достигла Святых ворот Ризоположенского монастыря.
    Должна сказать, что когда-то в Суздале действовало 11 известных монастырей: Покровский, Спасо-Евфимиев, Александровский, Троицкий, Ризоположенский, Андреевский, Васильевский, Борисоглебский, Дмитриевский, Введенский, Козьмодемьянский. До настоящего времени сохранилось 5 монастырских ансамблей: Ризоположенский, Спасо-Евфимиев, Покровский, Александровский, Васильевский (мне удалось посетить 4 из них).

    Девичий Ризоположенский монастырь был основан в 1207 году. Следует отметить, что от домонгольского периода в монастыре ничего не уцелело, его ансамбль создан в ХVI–ХIХ веках. Ризоположенский монастырь прославился благодаря преподобной Евфросинии Суздальской. В миру она носила имя Феодулии. Феодулия была дочерью великого черниговского князя Михаила Всеволодовича (причисленного к лику святых за мученическую смерть в Орде). Она приехала в Суздаль в 1227 году, чтобы выйти замуж за местного боярина Мину. Но жених скоропостижно скончался, и Феодулия приняла иноческое пострижение с именем Евфросинии в Ризоположенском монастыре, где и подвизалась. По преданию, молитвы Евфросинии спасли обитель от уничтожения во время татаро-монгольского нашествия.

Святые ворота Ризоположенского монастыря    Вход на территорию монастыря осуществляется через уникальные Святые ворота 1688 года. Их построили суздальские зодчие ХVII века: Иван Мамин, Иван Грязнов, Андрей Шмаков. Святые ворота двухпролетные, двухшатровые. Они выполнены в красно-белом цвете и украшены полихромными изразцами (вставленными в квадратные ниши).
Ризоположенский собо Ризоположенского монастыря в Суздале
    Главное здание ансамбля Ризоположенского монастыря – Ризоположенский собор ХVI века. Он имеет необычную архитектуру. Этот собор трехглавый. Его фасады завершены килевидными закомарами. Собор имеет три апсиды (полукруглых выступа, перекрытых полукуполами). Ризоположенский соборПреподобенская колокольня Ризоположенского монастыря в Суздале венчают купола, похожие на шлемы воинов.

    Заслуживает внимания еще одно сооружение – Преподобенская колокольня, возведенная в период с 1812 по 1824 годы. Эта колокольня имеет высоту 72 м и является самой высокой постройкой Суздаля. Преподобенская колокольня представляет собой многоярусное сооружение, украшенное колоннами, завершающееся золоченым шпилем.

    Раньше рядом с Ризоположенским монастырем размещался Троицкий монастырь для вдов. От него остались только Святые ворота конца ХVII века с деревянными кровлями и чешуйчатой главкой.

Дом купцов Денисовых в Суздале    Познакомившись с ансамблем Ризоположенского монастыря, я через его Святые ворота вышла на улицу Крупской и проследовала по ней до пересекающей ее улицы Ленина. Так я оказалась в центральной части города Суздаля. Мой путь лежал в Спасо-Евфимиев монастырь. Перед тем как повернуть налево, я осмотрела дом под номером 104, расположенный на противоположной стороне улицы Ленина (за светофором). Он был построен в ХIХ веке и принадлежал купцам Денисовым, а позднее – Фирсовым. Этот дом представляет собой двухэтажное здание желтого цвета с пилястрами и украшениями над окнами белого цвета.
  
Памятник В. И. Ленину в Суздале    Затем я сделала поворот налево и стала двигаться прямо по улице Ленина в сторону Спасо-Евфимиева монастыря, знакомясь с постройками и памятниками прошлых веков.
    Так, вскоре справа я увидела бронзовый памятник В. И. Ленину (установленный в 1978 году напротив Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря). Он был изготовлен скульптором А. А. Тюренковым. Высота памятника составляет 4 м.

Здание Блохинской богадельни в Суздале    Следующий заслуживающий внимания объект (на стороне, где установлен памятник В. И. Ленину) – здание бывшего богадельного дома (Блохинской богадельни). Его адрес: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 106. Богадельня была построена в конце 1830-х – начале 1840-х годов на средства московского купца I гильдии В. М. Блохина, уроженца Суздаля. Богадельный дом обнесен забором. Этот дом представляет собой объемное двухэтажное здание желтого цвета с красной крышей и колоннами. За богадельным домом просматривается зеленый купол находящейся во дворе церкви. После революции богадельню закрыли. В ее здании размещались различные учреждения и организации. В настоящее время здание Блохинской богадельни занимает Суздальское художественно-реставрационное училище.

Дом Жилиных в Суздале    Рядом со зданием бывшей Блохинской богадельни располагается дом Жилиных середины ХIХ века. Этот дом двухэтажный, деревянный. Он имеет четырехскатную крышу. Дом Жилиных можно отличить по берущему начало от него Дорожки, ведущие в Парк 950-летия Суздаля в Суздалезабору голубого цвета.

    Через несколько домов от дома Жилиных справа по ходу движения вперед обустроены две асфальтированные дорожки, ведущие в Парк 950-летия Суздаля.

Дом огородников Шерышевых в Суздале    Проигнорировав парк, я проследовала прямо по улице Ленина и вскоре приблизилась к дому огородников Шерышевых. Он был возведен в ХVIII веке. Дом Шерышевых представляет собой двухэтажное здание с каменным низом (белого цвета) и деревянным верхом (коричневого цвета). Он украшен пилястрами белого и коричневого цветов.

    Следует отметить, что напротив дома Шерышевых (на противоположной стороне улицы Ленина) стоит двухэтажное здание серо-голубого цвета. Первый этаж этого здания занимает магазин «Русский сувенир». В нем можно приобрести не только сувениры, но и книги, карты Суздаля. Я побывала в этом магазине. Там мне очень понравился путеводитель туриста «Суздаль с высоты птичьего полета», содержащий большую и подробнейшую карту города с указанием всех заслуживающих внимания объектов, а также др. полезную информацию. Конечно, я купила это издание. Его цена – 110 руб.

Посадский дом в Суздале    Снова перейдя на противоположную сторону улицы Ленина и продвинувшись по ней вперед до первого поворота направо, я увидела редкий памятник гражданской архитектуры конца ХVII – начала ХVIII веков – посадский дом. Он находится в непосредственной близости от Спасо-Евфимиева монастыря. Этот дом состоит из двух различных по величине «клетей» (частей) с острыми кровлями. Фасад посадского дома со стороны улицы Ленина украшают три окошка. Этот дом принадлежал купцу-калачнику Ивану Бибанову. Сейчас в доме располагается музейная экспозиция, воссоздающая обстановку, окружавшую калачника в ХVIII веке. К сожалению, музей работает только летом. Телефон для справок: 8-49231-2-15-64.

    Бюст Д.М.Пожарского в сквере около Спасо-Евфимиева монастыря в СуздалеОсмотрев посадский дом, я перешла на противоположную сторону улицы Ленина и оказалась в сквере перед бронзовым бюстом князя Д.М. Пожарского. Д.М. Пожарский – руководитель народного ополчения 1612 года (народное ополчение было сформировано для освобождения Руси от польско-литовских войск). Бюст Д.М. Пожарского был установлен в 1955 году. Это работа скульптора З.И. Азгур.

    Следующим объектом, с которым мне довелось познакомиться во время пребывания в Суздале, стал Спасо-Евфимиев монастырь.
    Мужской Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1352 году. Позднее его переименовали в Спасо-Евфимиев монастырь в честь первого настоятеля обители – преподобного Евфимия Суздальского, сподвижника преподобного Сергия Радонежского. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились. Они были заменены каменными сооружениями. Каменный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря сложился в ХVI–ХIХ веках. С 1967 году он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Адрес суздальского подразделения этого музея-заповедника: г. Суздаль, ул. Кремлевская, д. 3. Телефон экскурсионного отдела: 8-49231-2-09-37. Адрес музея-заповедника в Интернете: www.museum.vladimir.ru.

    Вход в Спасо-Евфимиев монастырь осуществляется через ворота-арки главной башни. При входе в музейный комплекс располагаются билетные кассы, в которых можно приобрести не только билеты на осмотр музейных экспозиций, но и купить сувениры, книжную продукцию. Я приобрела в одной из музейных касс красочное информационное издание Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Суздаль», выпущенное в 2008 году. Его стоимость, по-моему, составила 350 руб. Конечно, недешево. Однако в этом издании содержится основная официальная информация о Суздале и иллюстрации к ней. Напротив билетных касс вывешена схема архитектурно-музейных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря с указанием размещающихся в них экспозиций. Здесь же приводятся расценки на посещение каждой из них. В музейном комплексе можно познакомиться со следующими экспозициями: «Д. М. Пожарский – национальный герой русского народа», «Золотая кладовая. Русское декоративно-прикладное искусство ХI – начала ХХ веков», «Музей наивного искусства России», «Книжные сокровища шести столетий», «Русские иконы ХVIII – начала ХХ веков», «История суздальских монастырей», «Сплетение судеб», «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории». Цена входного билета на одну экспозицию для взрослого колеблется где-то от 50 до 100 руб.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале    Конечно, главное здание в ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря – Спасо-Преображенский собор ХVI века с сохранившимися с 1689 фресками (росписями по сырой штукатурке) работы выдающегося живописца Гурия Никитина. Этот собор пятиглавый, двухъярусный. Его фасады завершены килевидными закомарами. Собор имеет апсиды и галерею-паперть. К Спасо-Преображенскому собору пристроены приделы с главками. Южный придел посвящен преподобному Евфимию Суздальскому, северный – преподобному Сергию Радонежскому.
        
Звонница Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале    Рядом со Спасо-Преображенским собором находится редкий памятник архитектуры ХVI–ХVII веков – звонница. Звонница состоит из девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи и трехпролетной галереи с ярусами звона. Колокольный звон осуществлялся «очапным» способом. Этот способ заключался в том, что при раскачивании колокола язык оставался неподвижным. В советские годы большинство колоколов было утрачено. В настоящее время заново собрано и используется 19 колоколов. Ежедневно в определенные часы можно слушать концерты колокольной музыки.

  Воссозданный памятник-часовня, увековечивающий имя Д. М. Пожарского в Суздале  Близ восточной стены Спасо-Преображенского собора можно увидеть мемориал Д.М. Пожарского. Он включает в себя плиту на месте захоронения Д. М. Пожарского, памятный крест и воссозданный памятник-часовню.
    Когда-то на месте, где сейчас установлены плита и крест, располагалась родовая усыпальница князей Пожарских и их родственников Хованских – усердных вкладчиков монастыря (Пожарские и Хованские имели земли неподалеку от Суздаля). В 1642 году в этой усыпальнице похоронили и народного героя – Д. М. Пожарского. В 1858–1885 годах над могилой Д. М. Пожарского по проекту архитектора А. М. Горностаева был возведен мавзолей из белого мрамора. Этот мавзолей разобрали в 1930-х годах. В 2000-х годах было принято решение по сохранившимся чертежам и фотографиям восстановить мавзолей Д. М. Пожарского и поставить его не на месте прежней усыпальницы, а немного далее захоронений. Так в 2009 году появился воссозданный памятник-часовня, увековечивающий имя руководителя народного ополчения 1612 года – Д. М. Пожарского.

    Напротив южной стены Спасо-Преображенского собора (около звонницы) находится Успенская трапезная церковь ХVI века. Название «трапезная церковь» означает то, что ее здание объединяет и храм, и трапезную палату. Трапезная палата состояла из складских помещений, кухни, просторного трапезного зала. Успенская трапезная церковь представляет собой столпообразный шатровый храм с апсидой и пристроенными к нему Деомидовским приделом и трапезной палатой, покрытой тесовой кровлей.

    В здании Успенской трапезной церкви в настоящее время размещается экспозиция «Музей наивного искусства России». На экспозиции представлены работы получивших известность российских непрофессиональных художников.

    К Успенской трапезной церкви примыкает архимандритский корпус ХVII века. Он представляет собой двухэтажное угловое здание с открытой галереей, опирающейся на колонны. Архимандрит жил в корпусе, начиная со второй половины ХVIII века. Первоначально это здание использовалось для размещения приказных и казенных палат, канцелярии монастыря.

    Сейчас на первом этаже архимандритского корпуса располагается экспозиция «Русские иконы ХVIII – начала ХХ веков». На втором этаже постройки развернута экспозиция «Книжные сокровища шести столетий». Она посвящена книгам ХV–ХХ веков. На экспозиции можно увидеть серебряный оклад рукописного Евангелия ХVII века, рукописные и старопечатные книги, редкие издания популярных авторов и т. д.
    Напротив архимандритского корпуса находится длинный двухэтажный братский корпус ХVII–ХIХ веков. В нем располагались кельи монахов.
    Сейчас в этом здании размещаются две экспозиции: «История суздальских монастырей», «Сплетение судеб».
    Экспозиция «История суздальских монастырей» знакомит не только с предметами и произведениями искусства, связанными с деятельностью монастырей, но и воссоздает интерьер кельи монахини.
    Экспозиция «Сплетение судеб» посвящена причастности к Суздалю двух итальянцев – Д. Дузини и Т. Гуэрра.

Никольская больничная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале    За братским корпусом стоит Никольская больничная церковь ХVII века. Здание больничной церкви включало в себя храм для больных монахов и больничные покои с трапезной. Храм отличается скромностью исполнения: он увенчан лишь одной главкой и имеет лишь одно окно на южном фасаде.
    В настоящее время в здании Никольской больничной церкви разместилась экспозиция «Золотая кладовая. Русское декоративно-прикладное искусство ХI – начала ХХ веков». Здесь можно полюбоваться русскими произведениями декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней, относящимися к ХI – началу ХХ веков. Это одна из самых лучших экспозиций, действующих на территории музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря.

    Неподалеку от Никольской больничной церкви, за особой стеной, находится тюремный корпус ХVIII–ХIХ веков. В 1760-х годах в монастыре открылась тюрьма для религиозных и политических вольнодумцев. Среди узников тюрьмы были декабрист Ф. П. Шаховской (умерший здесь вследствие объявленной им голодовки), монах-прорицатель Авель (предсказавший судьбу царской династии Романовых), старообрядческие епископы, сектанты и др. Документально подтверждено то, что в эту тюрьму хотели заключить и писателя Л. Н. Толстого. Монастырская тюрьма прекратила свое существование в 1905 году. Спасо-Евфимиев монастырь был закрыт в 1923 году. Впоследствии на его территории размещались политизолятор (с 1923 по 1939 годы), лагерь для интернированного Чешского легиона, не признавшего оккупацию своей страны немецко-фашистскими захватчиками (с 1940 по 1941 годы), лагерь для военнопленных (с 1943 по 1946 годы), колония для несовершеннолетних (в послевоенное время). Об истории тюрьмы и ее узниках можно узнать, посетив экспозицию «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории». Эта экспозиция располагается в тюремном корпусе Спасо-Евфимиева монастыря.

Благовещенская надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале    Покидая территорию Спасо-Евфимиева монастыря, следует обратить внимание на Благовещенскую надвратную церковь ХVI–ХVII веков, ограду с 12 башнями и аптекарский огород.

    Благовещенская надвратная церковь ХVI–ХVII веков представляет собой небольшой одноглавый храм с папертью, тремя апсидами и двумя арочными пролетами.
    В настоящее время в Благовещенской надвратной церкви размещается экспозиция «Д. М. Пожарский – национальный герой русского народа». Там можно увидеть предметы, имеющие отношение к военному делу, вклады Пожарских в Суздаль, а также надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских.

Ограда Спасо-Евфимиева монастыря с башнями и аптекарский огород в Суздале    Мощная ограда Спасо-Евфимиева монастыря с 12 башнями была построена из кирпича в ХVII веке. Она предназначалась для оборонительных действий в случае нападения врагов. Ограда простирается на 1160 м. В зависимости от рельефа местности она имеет разную высоту – от 7,5 до 8,5 м.
    Не всю территорию монастырского комплекса занимают архитектурные сооружения. Часть земли отведена воссозданному аптекарскому огороду. На огороде произрастают мята, шалфей, ромашка, тысячелистник, розмарин.

    Обращаю ваше внимание, что на территории Спасо-Евфимиева монастыря находятся предприятия общественного питания – кафе «Привратницкая» и «Блинная». Там можно перекусить. Выбор блюд невелик, зато и цены здесь невысокие. Так, завтрак в «Блинной», состоящий из блинов со сгущенным молоком, пирожка с капустой и чая из целебных трав, обошелся мне где-то в 150 руб. Здесь же можно попробовать и при желании приобрести реализуемую в бутылках знаменитую суздальскую медовуху. В продаже имеются различные виды медовухи. Цена одной бутылки этого напитка колеблется от 150 до 180 рублей.

    Познакомившись с архитектурно-музейным комплексом Спасо-Евфимиева монастыря, я решила отправиться в музей «Щурово Городище». С этой целью я вышла из монастыря на улицу Ленина и проследовала по ней вперед. Вскоре слева я увидела поворот на улицу Спасскую. Оказавшись на улице Спасской, я проследовала по ней до Козьмодемьянской церкви. Обойдя эту церковь слева, я вышла на улицу Коровники и сделала на ней поворот направо. Миновав еще одну церковь – Крестовоздвиженскую, я прошла по улице Коровники до гостинично-туристического комплекса (ГТК) «Горячие ключи» (г. Суздаль, ул. Коровники, д. 14). Чтобы попасть в музей «Щурово Городище», необходимо проследовать через административное здание ГТК «Горячие ключи» и выйти во двор комплекса. А оттуда дорожка приведет прямо к музею. Адрес музея «Щурово Городище»: г. Суздаль, ул. Коровники, д. 14 (он совпадает с адресом ГТК «Горячие ключи»). Телефон для справок: 8-49231-2-40-00. Музей работает в дневное время по субботам и воскресеньям. По музею проводятся экскурсии для индивидуальных посетителей по следующему расписанию: в субботу – в 12.00 часов и в 14.00 часов, в воскресенье – в 12.00 часов. Стоимость билета в музей с экскурсионным обслуживанием составляет 100 руб.

На территории музея «Щурово Городище» в Суздале    Музей «Щурово Городище» представляет собой импровизированное поселение древних славян. Основой «Щурова Городища» стали постройки и сооружения, которые использовались в фильме П. Лунгина «Царь». Это деревянные избы, полуземлянка, печь, кузница, оружейная, амбары. Такие постройки и сооружения дают возможность получить представление о том, как жили древние славяне, чем они занимались и т. д.
    На территории «Щурова Городища» находится загон для скота, в котором можно увидеть лошадей, корову, свинью. Здесь же привлекают внимание грядки с овощными культурами.
    А еще в музее за отдельную плату можно пострелять из лука, метнуть копье и т. д.

    Поскольку из музея «Щурово Городище» я вышла во второй половине дня, а мне хотелось побывать еще в двух музеях (в Музее деревянного зодчества и крестьянского быта; в Суздальском кремле), пришлось для экономии времени воспользоваться услугами суздальского такси. Такси можно заказать по телефонам: 8-49231-2-13-13, 8-49231-2-33-33, 8-49231-2-50-40. Стоимость проезда по городу составляет 100 руб. На такси я доехала до Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

    Музей деревянного зодчества и крестьянского быта располагается на месте несохранившегося древнего Дмитриевского монастыря, на берегу Каменки, напротив кремля. Его адрес: г. Суздаль, ул. Пушкарская. Телефон: 8-49231-2-07-84. Этот музей входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта работает ежедневно с 9.00 до 19.00 часов с мая по сентябрь и с 9.00 до 16.00 часов с октября по апрель. Выходной день – среда.
    Музей выглядит как село с избами, храмами и разнообразными хозяйственными постройками. Все эти строения были выполнены из дерева и относятся к ХVIII–ХIХ векам. Их привезли сюда из разных сел и деревень, находящихся в различных районах Владимирской области.

Вид на Воскресенскую и Преображенскую церкви на территории Музея деревянного зодчества в Суздале    Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) является образцом ярусной архитектуры. Она состоит из поставленных один на другой срубов разных размеров и форм, увенчанных главкой. Церковь имеет два придела с малыми главками. Все три главки покрыты лемехом – кровельным материалом из осиновых дощечек.

    Воскресенская церковь из с. Патакино Камешского района (1776 г.) представляет собой строение, все части которого (алтарь, храм с трапезной, колокольня, западное крыльцо) нанизаны на одну горизонтальную ось. В Воскресенской церкви воссоздан интерьер сельского храма.

Изба крестьянина-середняка на территории Музея деревянного зодчества в Суздале    Изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района (ХIХ в.) представляет собой одноэтажный дом на высоком подклете с тесовой двухскатной кровлей. Главный фасад избы украшен резной доской-карнизом. Жилище имеет следующую планировку: изба – сени – клеть. Здесь воссоздана обстановка,Изба зажиточного крестьянина на территории Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале окружавшая крестьянина-середняка в ХIХ веке.

    Изба зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района (ХIХ в.) имеет два этажа и выглядит более добротно по сравнению с избой крестьянина-середняка. В этой избе воссоздан интерьер жилища зажиточного крестьянина ХIХ века.

    К хозяйственным постройкам Музея деревянного зодчества и крестьянского быта относятся «ступальный» колодец с большим колесом, которое вращали ногами, ветряные мельницы, овины для сушки снопов перед молотьбой, амбары на сваях, баня и др.
Вид на Каменку и мост, ведущий к Ильинскому лугу, в Суздале
    Из Музея деревянного зодчества и крестьянского быта я отправилась в кремль таким путем. По улице Пушкарской я направилась в сторону моста через Каменку (он виден издалека). Затем, воспользовавшись мостом, я оказалась на другом берегу Каменки и по тропинке, проложенной по Кремлевскому лугу, дошла до улицы Кремлевской. Так я оказалась на территории кремля.
     
 Фрагмент земляного вала Суздальского кремля    Ансамбль Суздальского кремля входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
    Кремль является древнейшей частью Суздаля. Именно здесь в Х веке появилось первое поселение. До настоящего времени сохранились фрагменты земляных укреплений Суздальского кремля. Они представляют собой земляные валы. Валы были сооружены в конце ХI – начале ХII веков. Позднее они были частично срезаны. Сейчас высота валов составляет от 3,2 до 8,5 м.

Рождественский собор Суздальского кремля    Старейшая постройка кремля – белокаменный собор Рождества Богородицы (Рождественский собор) ХIII века. Он выполнял функции и главного городского храма, и княжеской усыпальницы. Этот собор пятиглавый, двухъярусный. Его фасады завершены килевидными закомарами. Собор имеет три апсиды. Он украшен колонками-балясинами и женскими масками.
    В Рождественском соборе сохранились:
    - «златые врата» 1230-х годов, выполненные в технике «огневого золочения» по черненой меди;
    - фрески ХIII века (в алтаре и в одной из погребальных ниш);
    - интерьер ХVII века: фрески (на стенах и сводах), тябловый иконостас;
    - старинная церковная утварь, в т. ч. выносной «царь-фонарь» ХVII века в виде храма с горящими свечами (лампочками) внутри.
    У северо-западного столпа Рождественского собора в металлической раке покоятся мощи святителя Арсения Элласонского. Элассонский был известным деятелем Русской и Греческой православных церквей. Он способствовал учреждению на Руси патриаршества и избранию на царский престол Михаила Федоровича Романова.

Вид на здание архиерейских палат Суздальского кремля со стороны ул. Кремлевской     Рядом с Рождественским собором располагаются архиерейские палаты ХV–ХVIII веков. Они представляет собой сложный комплекс каменных строений. В состав архиерейских палат входили крестовая палата, жилые покои, трапезная палата, домовая церковь и хозяйственные помещения.
    Сейчас в здании архиерейских палат размещаются:
    - одно из самых престижных и дорогих заведений города – ресторан «Трапезная»;
    - касса архитектурно-музейного комплекса «Суздальский кремль»;
    - экспозиция «Крестовая палата» (интерьер);
    - экспозиция «История Суздаля»;
    - экспозиция «Детский музейный центр»;
    - экспозиция «Древнерусская живопись».

    Гордостью архиерейских палат Суздальского кремля является крестовая палата. Она представляет собой огромный светлый зал площадью 338 кв. м с бесстолпным сводом высотой 9 м. Крестовая палата предназначалась для торжественных приемов. В настоящее время здесь открыта экспозиция, воспроизводящая интерьер палаты. На экспозиции можно увидеть ярусные, фигурные изразцовые печи (т. е. печи, облицованные керамическими плитками) с рисунками и надписями; иконы; парсуны; портреты царей; стол под красным сукном, окруженный стульями с резными спинками; возвышение во главе стола с креслом для владыки.

    Из крестовой палаты можно перейти в помещения, отведенные экспозиции «История Суздаля». Эта экспозиция занимает 9 залов здания архиерейских палат.
    Зал № 1 посвящен истории Суздаля в Х – начале ХIII веков.
    Зал № 2 знакомит с суздальскими монастырями ХV–ХVI веков.
    Зал № 3 отражает историю Суздаля в Смутное время (Смутное время на Руси длилось с 1605 по 1613 годы).
    Интересно то, что Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, был потомком суздальских князей.
    В октябре 1608 года владимиро-суздальские земли находились во власти Лжедмитрия II. Самозванца поддерживали иноземцы – поляки и литовцы. В Суздале, на территории Спасо-Евфимиева монастыря, располагался военный лагерь польского полковника Александра Лисовского. В 1610 году войска Василия Шуйского освободили владимиро-суздальские земли от Лисовского.
    В этом же зале имеется экспозиция, посвященная народному ополчению 1612 года, или Второму ополчению. Вторым ополчением командовал прославившийся в Смутное время Д. М. Пожарский (он похоронен на территории Спасо-Евфимиева монастыря Суздаля).
    Зал № 4 посвящен жизни Суздаля в ХVII веке.
    В зале № 5 выставлены предметы городского быта ХVI–ХVIII веков (серьги, медные монеты и т. д.). Здесь же можно увидеть портреты Петра I и его первой жены – Евдокии Лопухиной. Часть комнаты занимает фигурная изразцовая печь ХVIII века.
    В зале № 6 располагается топка изразцовой печи, оборудованной дымоходом. В ХVIII веке топку устраивали сквозь стену (что позволяло топить печь из др. комнаты). В этом же зале вывешена схема архиерейского дома ХVII–ХVIII веков.
    Зал № 7 отражает историю Суздаля в эпоху Екатерины II (в ХVIII веке). Именно при Екатерине II Суздаль становится уездным городом Владимирской губернии и получает план регулярной застройки. В ХVIII веке большинство горожан занималось садоводством, торговлей, огородничеством. В Суздале имелось несколько кожевенных и кирпичных заводов.
    Зал № 8 посвящен жизни Суздаля в конце ХIХ – начале ХХ веков. Здесь можно познакомиться с благотворителями города, увидеть одежду, посуду и т. д. Большой интерес вызвали у меня дневниковые записи 16-летней горожанки В. Селезневой. Вот как она описывает один из прожитых ею дней: «Встала, напилась чаю, убралась в комнате, в сенях вымела лопатой снег и почистила, на чердак слазила, открыла трубу. Солянку мамаша сделала. Мы поели, я закрыла трубу… Приехал Ваня, мы стали пить чай с липовым цветом. Пошла в лавку, да ветер был большой, назад воротилась. Пришла, напилась чаю… Пошла к Нине Алекс., стали в карты играть. Поужинали, легли спать».
    Зал № 9 дает представление о Суздале в ХХ веке. Здесь вывешены фотографии с видом города в 1900-х годах.

    Осмотрев экспозицию «История Суздаля», самое время было побывать на экспозиции «Древнерусская живопись». Она располагается в устроенной в архиерейских палатах домовой церкви. Эта церковь небольшая, одноглавая. Главку церкви, расположившуюся над восьмискатным покрытием, венчает маленький купол. Церковь имеет красивую галерею на арках и высокое крыльцо с шатром.
    Экспозиция «Древнерусская живопись» занимает три зала. В первом зале представлены иконы ХV века. Во втором зале размещаются образцы иконописи ХVI –середины ХVII веков. В третьем зале можно познакомиться с иконами конца ХVII века.

Колокольня Суздальского кремля    Архиерейские палаты соединены нарядной крытой галереей с колокольней.
    Колокольня была построена в 1635 году. Она представляет собой увенчанный шатром восьмигранный столп с ярусом звона. В ярусе звона устроены часы-куранты, отбивающие каждый час и четверть часа. Колокольня имеет крытую галерею на арках и высокое крыльцо с восьмигранным шатром.
    В настоящее время в колокольне размещается экспозиция «Иорданская сень ХVII века». Сень – это расписанный деревянный резной навес. Он предназначался для крещенского молебна с водосвятием. Сень возводили над прорубью. Иорданская сень – уникальный памятник церковного обихода и образец искусства росписи по дереву ХVII века.

Никольская церковь около кремля в Суздале    На территории Суздальского кремля, чуть в стороне от его ансамбля, расположилась деревянная Никольская церковь из с. Глотово Юрьев-Польского района Владимирской области (1766 г.). По преданию, в с. Глотово родился Михаил Романов – основатель царской династии Романовых. Никольская церковь была установлена в Суздале в 1961 году. Это первый экспонат Музея деревянного зодчества и крестьянского быта (об этом музее я писала выше).
    Никольская церковь состоит из двух различных по величине «клетей», к которым прирублена алтарная апсида. С трех сторон храм опоясывает галерея. Никольская церковь увенчана малой главкой, покрытой лемехом.

    Познакомившись с архитектурным ансамблем Суздальского кремля и посетив его экспозиции, я решила пообедать-поужинать в ресторане «Трапезная». Это заведение занимает бывшую трапезную архиерейских палат. При входе в ресторан меня встретил швейцар и предложил оставить в гардеробе верхнюю одежду. После этого я проследовала в зал и заняла место, указанное мне официантом. В «Трапезной» было немного посетителей. Я сделала заказ, и через пару минут мне уже принесли готовые блюда. Обед-ужин из салата «Боярыня» (его состав: соленые огурцы, мясо, яйца и т. д.), борща, мяса по-монастырски (фирменное блюдо ресторана «Трапезная»), куска хлеба и чашечки кофе «потянул» на 820 руб. Дорого. Зато я получила удовольствие от приема пищи в исторической части Суздальского кремля – трапезной архиерейских палат и была удовлетворена качеством заказанных блюд.

    После обеда-ужина в кремле, я стала двигаться по улице Кремлевской в сторону центра города, осматривая попадающиеся на пути интересные постройки прошлых веков и памятники. Опишу некоторые из них.     

Здание Присутственных мест в Суздале    Здание Присутственных мест 1834 года (слева по ходу движения) – двухэтажное строение желтого цвета с украшениями над окнами первого этажа в виде розеток белого цвета. Его адрес: г. Суздаль, ул. Кремлевская, д. 7 /на самом деле это дом № 10 - авторы сайта/. Сейчас в этом здании размещаются органы ЗАГСа.Памятник А.А.Лебедеву в Суздале

    Памятник А. А. Лебедеву установлен на углу улицы Кремлевской и улицы Лебедева в 2008 году. А. А. Лебедев был поэтом, подводником. Он погиб в 1941 году на Балтике.

Здание пожарной части в Суздале    Неподалеку от памятника А. А. Лебедеву находится здание пожарной части 1890 года (в 2005 году к этому зданию пристроили второй этаж и каланчу). Его адрес: г. Суздаль, ул. Лебедева, д. 1.
Дом купца Табашникова-Смирнова в Суздале
    Рядом со зданием пожарной части, на улице Лебедева, располагается одноэтажный коричневый деревянный дом с мезонином (надстройкой над средней частью здания). Строение принадлежало купцу Табашникову-Смирнову. Это прекрасный памятник архитектуры ХVIII–ХIХ веков.

Здание Городской управы в Суздале    Продолжая идти далее по улице Кремлевской, я обратила внимание на находящуюся справа постройку начала ХХ века – здание городской управы. Адрес строения: ул. Кремлевская, д. 10 /на самом деле это дом № 11 - авторы сайта/. Это здание представляет собой двухэтажную угловую Успенская церковь в Суздалепостройку белого цвета с фронтоном (треугольным завершением главного фасада).

    Следующий объект осмотра – расположенная слева по ходу движения Успенская церковь, возведенная на рубеже ХVII–ХVIII веков. Эта церковь привлекает внимание яркими красками. Она выполнена в красно-бело-зеленом цветах.

Харчевня Смирнова (бар «Славянский») в Суздале    Миновав Успенскую церковь, я приблизилась к зданию харчевни Смирнова ХIХ века – одноэтажному строению белого цвета с серой крышей. Сейчас здесь размещается бар «Славянский». Отмечу, что в баре можно купить, предварительно попробовав, суздальскую медовуху в бутылках.

 Дом купца Кашицина в Суздале   Напротив здания харчевни Смирнова располагается трехэтажный дом желтовато-розоватого цвета, средняя часть которого украшена балкончиком на колоннах. Его адрес: ул. Кремлевская, д. 9. Дом был построен в ХIХ веке для купца Кашицина. В 1917 году в этом доме была провозглашена Советская власть в г. Суздале. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался детский дом для детей из блокадного Ленинграда.

Торговые ряды в Суздале    Миновав дом Кашицина и пройдя немного вперед, я вышла к Торговым рядам. Каменные Торговые ряды были построены в 1806–1811 годах по проекту архитектора А.Н. Вершинского. Торговые ряды представляют собой вытянутое здание с увенчанными шпилем воротами посередине строения и галерею с колоннадой из парных колонн. Здание Торговых рядов делилось на отдельные лавки, в которых осуществлялась торговля. Галерея служила местом для прогулок горожан. Сейчас в здании Торговых рядов размещаются торговые предприятия, заведения общественного питания и др.

Вид на реку Каменку и Рождественский собор кремля в Суздале    Осмотрев торговые ряды, я вышла на берег Каменки и оттуда полюбовалась видами Суздаля.
Вид Ильинского луга в Суздале
    Совершив экскурсию по городу, познакомившись с его основными достопримечательностями, я решила прогуляться в сторону Ильинского луга. С этой целью я перешла на улицу Набережную и проследовала по ней прямо до моста через Каменку. Воспользовавшись мостом, я оказалась на другом берегу реки и, пройдя мимо церкви Богоявления и церкви Рождества Иоанна Предтечи, по тропе дошла до места, с которого открывался вид Ильинского луга.

    На этом мое первое знакомство с Суздалем закончилось. Улицы Набережная, Слободская, Крупской вывели меня на улицу Стромынку. Там располагалась гостиница «Стромынка, 2», в которой я остановилась. В гостиницу я вернулась 18 сентября в 20.00 часов.

    На следующий день, 19 сентября, я продолжила знакомство с достопримечательностями Суздаля. В этот день я совершила прогулку по части улицы Ленина, ведущей в кремль (в сторону, противоположную Спасо-Евфимиеву монастырю). Затем я побывала на улицах Лебедева и Кремлевской. А после этого познакомилась с улицей Старой. На этих улицах я осматривала интересные постройки прошлых веков. Свое пребывание в Суздале я завершила посещением Покровского и Александровского монастырей.

Дом купца Зыкова в Суздале    Итак, выйдя 19 сентября из гостиницы «Стромынка, 2» в 8.00 часов, я по улице Крупской (мимо Ризоположенского монастыря) проследовала до улицы Ленина и повернула направо. Пройдя по улице Ленина немного вперед, я обратила внимание на дом купца Зыкова с харчевней, построенный в 1805 году (находящийся справа по ходу движения). Его адрес: ул. Ленина, д. 73. Этот дом представляет собой двухэтажное угловое здание светлого цвета с орнаментом над окнами второго этажа и крыльцом под навесом-зонтиком. Сейчас здесь Памятник суздальцам, погибшим в годы ВОВ, в Суздалерасполагается кафе «Харчевня» (я запомнила это кафе, чтобы перед отъездом из Суздаля в нем пообедать).

    Затем я прошла по улице Ленина немного вперед и вскоре слева увидела в городском сквере памятник суздальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он был установлен в 1986 году. Этот памятник включает в себя четырехугольный белый свод с датами «1941–1945», постамент с солдатской каской и Вечный Огонь. Сбоку, на стене, вывешены таблички с фамилиями суздальцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Воскресенская и Казанская церкви в Суздале    Напротив памятника воинам, на противоположной стороне улицы Ленина, разместились две заслуживающие внимания церкви – Воскресенская и Казанская. Обе эти церкви были построены в ХVIII веке. Они являются образцом парных церквей: «холодной» (для богослужений в летнее время года) и «теплой» (для богослужений зимой). Белая Воскресенская церковь представляет собой «холодный» храм. Желтая Казанская церковь относится к «теплым» храмам.

    А мой путь лежал дальше. Я шла по улице Ленина в сторону кремля. Достигнув улицы Виноградова, я взглянула на два дома, расположенные справа по ходу движения. Один из домов, представляющий собой двухэтажное здание белого цвета, принадлежал купцу-фабриканту Лужнову. Этот дом был построен в 1823 году. Позднее в нем размещались почта, детский дом, НКВД, органы милиции. Другим домом, возведенным рядом с домом Лужнова, владели Блинниковы, затем потомственные кузнецы Калинины. В начале ХХ века хозяином этого дома был Табашников-Смирнов. Постройка представляет собой одноэтажное здание белого цвета.
 
Никольская церковь в Суздале    Пройдя еще немного вперед, я увидела мост через Каменку и, проигнорировав его, спустилась вниз по тропинке, проложенной параллельно Каменке. Эта тропинка привела меня к ансамблю Никольской и Христорождественской церквей, находящемуся на пересечении улиц Варганова и Лебедева.
    Согласно летописям церкви стоят на месте древнего монастыря.
    Большая летняя Никольская церковь строилась с 1719 по 1739 годы. Представляет интерес ее колокольня-«дудка» в виде вогнутого шатра.
Христорождественская церковь в Суздале
   
Небольшая зимняя Христорождественская церковь была возведена в 1771 году. На фасаде Христорождественской церкви выполнены росписи в древнейшей технике «энкаустика». Благодаря сложной и тонкой технологии смешивания натуральных красок с раскаленным воском росписи сохраняют яркость в течение длительного периода времени.

    При храмах действует иконописная мастерская «СОФИЯ» одного из известнейших российских иконописцев – священника Андрея Давыдова. Тот, кто интересуется созданием икон и фресок, может заказать экскурсию по Никольскому храму, который сейчас заново расписывается, посетить иконописную мастерскую отца Андрея, поучаствовать в мастер-классах икон и фресок. В иконописной мастерской имеются в продаже иконы, созданные отцом Андреем и др. мастерами иконописи. Справки по телефонам: 8-49231-2-51-51, 8-915-793-65-16.

Дом купца Агапова в Суздале    Покинув ансамбль Никольской и Христорождественских церквей, я вышла на улицу Афанасьевскую. Там я обратила внимание на первый дом слева, располагающийся на углу улицы Лебедева и улицы Афанасьевской. Это дом купца Агапова, построенный в ХIХ веке. Дом представляет собой двухэтажное здание с каменным низом белого цвета и бревенчатым верхом темно-зеленого цвета. Второй этаж дома был надстроен в 1915 году.

    «Чайная» на ул. Кремлевской в СуздалеОсмотрев дом Агапова, я двинулась далее по улице Афанасьевской, вскоре я вышла на улицу Кремлевскую и проследовала по ней до подворья мастеров (разместившегося между зданием Присутственных мест и Успенской церковью). Там мое внимание привлек указатель места расположения «Чайной». Поскольку я уже изрядно проголодалась, я посетила «Чайную». Ее адрес: ул. Кремлевская, д. 10г. Завтрак, состоящий из блинов со сгущенным молоком, пирожка с картофелем и грибами, а также чашечки кофе, был оценен работниками «Чайной» где-то в 250 руб. Пища оказалась вкусной и я не пожалела, что зашла в это учреждение общественного питания.

    Побывав в «Чайной», я немного прогулялась по красивой территории, окружающей ее, и отправилась далее по улице Кремлевской к улице Старой. Эта улица располагается параллельноКресто-Никольская церковь  в Суздале улице Ленина. Чтобы оказаться на ней, мне пришлось дойти до Торговых рядов.

    На улице Старой я сразу же обратила внимание на Кресто-Никольскую церковь с часовней. Эта церковь была построена в 1770 году.

Лазаревская церковь в Суздале     Двигаясь далее по улице Старой, я осмотрела ансамбль Лазаревской и Антипиевской церквей с колокольней-«дудкой».
    Летняя Лазаревская церковь была возведена в 1667 году. Эта церковь пятиглавая. Она украшена ярусами кокошников (декоративных закомар). В связи с этим Лазаревская церковь имеет торжественный, праздничный вид.
Колокольня Лазаревской и Антипиевской церквей в Суздале
    Зимняя Антипиевская церковь построена в 1745 году. Она представляет собой небольшое одноглавое здание и выглядит очень скромно.
    Заслуживает внимания колокольня-«дудка» Лазаревской и Антипиевской церквей. Она очень изящна, т. к. отличается значительной высотой и яркими тонами.

    Пройдя еще немного вперед по улице Старой, вскоре я вышла на улицу Крупской и по ней отправилась в Покровский монастырь. Вскоре улица Крупской перешла в улицу Стромынку. Ансамбль Петропавловской и Никольской церквей в СуздалеПроследовав по улице Стромынке до пересечения ее с улицей Покровской, я повернула направо, на улицу Покровскую. Так я оказалась рядом с Покровским монастырем.

    Перед тем, как войти на территорию монастыря, я осмотрела ансамбль находящихся рядом с ним Петропавловской и Никольской церквей.
    Большая летняя Петропавловская церковь была построена в 1694 году.
    Небольшая зимняя Никольская церковь относится к 1712 году.

    Женский Покровский монастырь был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем во исполнение обета (в благодарность за спасение во время бури на Волге). Первые строения Покровского монастыря были деревянными. Они не уцелели. Каменные постройки стали появляться на территории монастыря в начале ХVI века. Они сохранились до наших дней.
    В ХVI веке Покровский монастырь переживает наибольший подъем. Его посещает великий московский князь Василий III. Василий III жертвует монастырю крупные суммы. Интересно то, что из числа инокинь суздальского Покровского монастыря Василием III была избрана первая настоятельница московского Новодевичьего монастыря – преподобная Елена (Девочкина).
    В Покровской обители 17 лет подвизалась преподобная София Суздальская, в миру Соломония Сабурова, первая жена Василия III. Брак Василия III c Соломонией Сабуровой оказался бездетным. Соломония Сабурова была обвинена в бесплодии. В 1525 году она приняла иноческое пострижение с именем Софии в московском Рождественском монастыре. Через год инокиня София прибыла в суздальский Покровский монастырь. Здесь у нее родился сын, который вскоре умер. В усыпальнице собора Покровского монастыря действительно имелось детское захоронение. В советское время это захоронение вскрыли и обнаружили детский гробик. В нем лежала истлевшая тряпичная кукла, на которой сохранились остатки одежды – детской шелковой рубашечки ХVI века. По преданию, сын инокини Софии не умер в младенческом возрасте, а стал разбойником Кудеяром. Инокиня София (в прошлом, великая московская княгиня Соломония Сабурова) преставилась в 1542 году. Ее тело было погребено в усыпальнице собора Покровского монастыря. В 1995 году были обретены мощи преподобной Софии Суздальской. От них совершаются исцеления от различных болезней и другие чудеса.
    Кроме Соломонии Сабуровой, насельницами суздальского Покровского монастыря были следующие представительницы знатных родов России: дочь Ивана III – инокиня Александра; племянница Ивана III и двоюродная сестра Василия III Анна Бельская; одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова; жены царевича Ивана (сына Ивана Грозного) Евдокия Сабурова и Прасковья Соловая; дочь Василия Шуйского Анастасия, дочь Бориса Годунова Ксения (она провела в Покровском монастыре последние годы жизни, здесь и умерла, однако погребена в Троице-Сергиевой лавре); первая жена Петра I Евдокия Лопухина (она провела в Покровском монастыре 19 лет, отсюда была переведена в староладожский Успенский монастырь, потом в Шлиссельбургскую крепость, а затем в московский Новодевичий монастырь, где и скончалась, ее тело было погребено в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря).
    В 1923 году обитель была закрыта. Монастырская жизнь возродилась здесь в 1992 году. Сейчас в Покровском монастыре насчитывается более 40 сестер. Архитектурный ансамбль Покровского монастыряСвятые ворота с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря в Суздале является жемчужиной русской православной культуры.
    Вход на территорию Покровского монастыря осуществляется через Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью ХVI века. Святые ворота представляют собой две арки – большую (проездную) и малую (пешеходную). Благовещенская надвратная церковь – это одноглавый храм с галереями. Глава церкви украшена короной килевидных кокошников. Фасады Благовещенской надвратной церкви завершены килевидными закомарами. Эта церковь имеет два крошечных придела с малыми главками.

Покровский собор и колокольня Покровского монастыря в Суздале    Центральную часть территории монастыря занимает Покровский собор ХVI века. Этот собор трехглавый. Одна из его глав украшена короной килевидных кокошников. Покровский собор состоит из двух ярусов на подклете. Фасады собора завершены килевидными закомарами, не отделенными карнизом. Собор имеет три апсиды. Он окружен галереями, поднятыми на подклет.
    В верхнем ярусе Покровского собора находится рака с мощами преподобной Софии Суздальской. У ее мощей женщины молятся о даровании им детей, а больные – об исцелении.
    В подклете Покровского собора устроена усыпальница, в которой погребены более 20 именитых инокинь. В обители упокоились: инокиня Александра (дочь Ивана III), Анна Васильчикова (одна из жен Ивана Грозного), Евдокия Сабурова и Прасковья Соловая (жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного) и др.

    Покровский собор соединен крытой галереей на арках с колокольней ХVI–ХVII веков. Колокольня представляет собой увенчанный шатром столп с ярусом звона. К ХVI веку относится нижняя часть колокольни. Ее верхняя часть с шатром была надстроена в ХVII веке.

Зачатьевская трапезная церковь Покровского монастыря в Суздале    В глубине монастыря стоит Зачатьевская трапезная церковь ХVI века. Она представляет собой одноглавый храм с прямоугольной апсидой и пристроенными к нему трапезной палатой со вспомогательными службами, а также столпом звонницы с шатром и кругом для часов.

 Приказная изба на территории Покровского монастыря в Суздале   Покидая территорию Покровского монастыря, следует осмотреть редкий памятник архитектуры ХVII – начала ХVIII веков – приказную избу. Отсюда осуществлялось управление монастырским хозяйством. Приказная изба располагается с правой стороны при выходе с территории монастыря рядом с монастырской оградой. Приказная изба представляет собой одноэтажное здание белого цвета с двухскатной крышей. Особенность строения – одну из его стен заменяет ограда монастыря. Здание приказной избы состоит из трех помещений с отдельными входами: архива, канцелярии и «каменного мешка» (подвала для узниц).
    Сейчас в здании приказной избы размещается музейная экспозиция. Ей отведено два зала постройки: архив и канцелярия. Первый зал, архив, посвящен истории Покровского монастыря. Во втором зале, в канцелярии, воссоздана обстановка канцелярии по управлению монастырскими владениями конца ХVII – начала ХVIII веков.

    Из Покровского монастыря я отправилась в Александровский монастырь. С этой целью я двинулась по улице Покровской в направлении улицы Стромынки. Дойдя до улицы Стромынки, повернула налево и проследовала прямо. Вскоре улица Стромынка перешла в улицу Крупской. Пройдя немного вперед по улице Крупской, я увидела поворот налево – на улицу Гастева и воспользовалась им. Улица Гастева привела меня к Александровскому монастырю.

Александровский монастырь в Суздале    Женский Александровский монастырь был основан в 1240 году Александром Невским. В древности монастырь именовался большой лаврой и служил усыпальницей для суздальских княгинь. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились. Они были заменены каменными сооружениями. Нынешний ансамбль Александровского монастыря был создан в ХVII – ХVIII веках.
    Вход на территорию монастыря осуществляется через ярусные Святые ворота. Их возвел в ХVIII веке суздальский зодчий Иван Грязнов. Еще два существующих сейчас сооружения Александровского монастыря были построены в 1695 году на средства царя Петра I и его матери Натальи Кирилловны Нарышкиной. К этим сооружениям относятся пятиглавая Вознесенская церковь и расположенная поодаль высокая шатровая колокольня.
    В 1764 году этот монастырь закрыли и обратили в приходскую церковь.

    После посещения Александровского монастыря у меня осталось время лишь на то, чтобы пообедать в каком-нибудь кафе перед отъездом из Суздаля. Я выбрала кафе «Харчевня», разместившееся в доме № 73 по улице Ленина. Чтобы попасть в это кафе, мне пришлось повернуть с улицы Гастева на улицу Энгельса и проследовать по улице Энгельса до пересечения ее с улицей Ленина. На улице Ленина я повернула направо и прошла немного вперед. Через несколько минут я уже переступила порог кафе «Харчевня». Народу в кафе было достаточно много. Но меня обслужили быстро. Я заказала здесь салат столичный, суп гороховый, рыбу в горшочке с морковью и др. овощами, кусочек хлеба и чашку кофе. За все это я заплатила 382 руб. Пища была вкусной.
    Пообедав в кафе «Харчевня», я вернулась в гостиницу «Стромынка, 2», чтобы быстро собрать вещи, сдать номер и покинуть город на такси, которое я заказала на 16.00 часов во владимирской фирме «Тройка» (стоимость проезда от Суздаля до Владимира оказалась выше, чем от Владимира до Суздаля, и составила 630 руб.). Машина прибыла к гостинице «Стромынка, 2» вовремя. На ней я с водителем за 30 минут доехала до железнодорожного вокзала города Владимира. Именно оттуда в 17.12 отправлялся на Москву высокоскоростной поезд «Сапсан», следующий из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург. Этот поезд должен был доставить меня на Курский вокзал Москвы в 19.00 часов (билет на «Сапсан» я купила за неделю до поездки в Суздаль в одной из касс поездов дальнего следования Москвы). Проезд в вагоне II класса поезда «Сапсан» 19 сентября 2010 года обошелся мне в 1176 руб. 90 коп.

    На этом мое знакомство с Суздалем и его достопримечательностями завершилось. Город мне понравился (несмотря на ливший целый день 18 сентября дождь; дождь лишь отрицательно повлиял на качество некоторых фотографий Суздаля, которые я все-таки выложила на этом сайте). Общее представление о Суздале я получила, чем осталась очень довольна. Сожалею лишь о том, что не смогла побывать в с. Кидекша Суздальского района Владимирской области. В этом селе, находящемся в 4 км от города Суздаля, в ХII веке располагалась загородная резиденция владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукого. В с. Кидекша Суздальского района Владимирской области сохранился самый древний каменный храм Владимиро-Суздальского княжества – Борисоглебская церковь, построенная в 1152 году.
    Этой информацией я и закончу свое повествование. Благодарю вас за внимание и желаю интересных поездок и неизгладимых впечатлений!

Ирина Петровна